УДК 82-96
С.Н. Максимова
канд. пед. наук, доцент,
В статье дан сравнительный анализ концептов «русский мир» и «русскость» в научной литературе и в текстах, полученных от Создателя.
Ключевые слова: русский мир, русскость, Святая Русь
The article gives a comparative analysis of the concepts “Russian World” and “russianness” in scientific literature and in the texts received from the Creator.
Keywords: Russian World, russianness, Holy Russia
Понятие «Русский Мир» широко используется в современной науке (политология, социология, этнография, антропология, культурология) и рассматривается как культурно-цивилизационный феномен, некое глобальное, транснациональное формирование, состоящее из людей разной национальной и конфессиональной принадлежности, но ощущающих приверженность к русской культуре и русскому языку и «имеющих духовные и ментальные признаки русскости» [1, 2]. По сведениям О.Н. Батановой численность представителей Русского мира составляет почти треть миллиарда (каждый двадцатый житель планеты) [1, С.12].
Во внешней политике России в настоящее время заметна тенденция по собиранию Русского мира, налаживанию взаимодействий с соотечественниками за рубежом. Русские диаспоры рассматриваются как интеллектуальный, демографический и политический ресурс.
Появлению научного интереса к проблемам формирования и консолидации Русского Мира» во многом способствовало принятие Федерального закона от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Закон нацелен с одной стороны на поддержку и защиту их прав, с другой – на усиление влияния России на международные процессы. В 2007 году открылся фонд «Русский мир», деятельность которого направлена на поддержку проектов соотечественников, проживающих за рубежом, расширение популярности русского языка. Объявление 2007 года Годом русского языка, также имело целью единение Русского мира на основе русского языка и русской культуры.
Но если в научной литературе и публицистике Русский Мир рассматривается преимущественно как политический и культурный феномен, то в текстах Создателя это понятие получило совершенно иное содержание и рассматривается как феномен мировоззренческий и духовный.
Русский мир, согласно текстам Создателя, представляет собой сообщество людей, отличающихся мировоззрением, по которому Вселенная едина, фрактальна и постоянно эволюционирует по своим единым вечным законам (Канонам). Человечество как часть Вселенского Разума должно строго соблюдать эти Каноны и развиваться вместе со Вселенной. Основой существования Русского Мира является РАВЕНСТВО всех перед Создателем. Люди как фрактальное подобие Творца должны стремиться к СОВЕРШЕНСТВУ. Цель представителей Русского Мира сделать ЧЕЛОВЕЧЕСТВО единой в духе цивилизацией и спасти Мир от Самоуничтожения, сотворить Новый Мир (кластер) – Святую Русь [3, 4, 5, 6, 7].
В текстах Откровений словосочетание Русский Мир употребляется также для обозначения внутреннего мира его представителей.
Почему Новый Мир должен быть Русским Миром? Согласно информации, полученной от Создателя:
- Русский мир был Первым, кто пришёл в это Пространство и сумел глубоко в Душе сохранить Истинную Веру, понимание структуры Мироздания и его Канонов (сказки, мифы, веды, песни и предания), понимание значения вечных ценностей и стремление сохранить их и следовать им.
- В истории человечества не было народа, который смог бы, объединив самые разные народы и народности на одной общей территории, создать новый российский этнос.
- Этот российский этнос доказал свою жизнеспособность в испытаниях и войнах, которые против него развязывались.
- Он сохранил Силу Духа, Любовь и Веру и помог восстановить нейтральность Небес, исповедуя ЛЮБОВЬ и Высшую СПРАВЕДЛИВОСТЬ.
- Реальность такова, что только Русский Мир может стать оплотом мира, примирить враждующие народы и остановить войну всех против всех.
Упадок Русского мира, как следует из текстов Создателя, начался несколько веков назад, когда «Русский мир и Русский Дух был оболган», то есть когда была искажена наша история, начались нападки на нашу духовную культуру и истребление её. Русский Мир стал преклоняться перед «образованной» Европой. Были нарушены основные принципы, на которых стоял Русский Мир, прежде всего – равенство всех перед Богом. Русский мир был превращён в мир Духовного рабства [3,4].
В текстах Создателя [5, 6, 7] также излагаются условия, необходимые для возрождения и укрепления Русского Мира:
- Требуется произвести анализ ошибок прошлого для понимания причин, которые привели цивилизацию к глубокому кризису на грани самоуничтожения.
- Необходимо вспомнить свои истоки и вернуться к ним. Русский Мир должен объединиться и вновь стать духовно единым.
- Духовное единение поможет погасить «огонь ненависти» и возродить Святую Русь.
- Начинать духовное возрождение необходимо с себя – с индивидуального самосовершенствования и от него перейти к духовному единению Русского Мира. Русский мир ЕСМЬ единение свободных людей при равенстве всех перед Создателем.
- Необходимо осознать, что все проблемы или трудности лежат не вовне, а внутри нас. Люди, рожденные Богами (то есть фрактальным подобием Творца), перестали быть таковыми и превратились в обывателей, так как остановились в своём Духовном развитии. Стать вновь Богами можно только в результате постоянного СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ своей Души, приобретая при этом Мудрость и Силу Духа.
- От ЧИСТОТЫ нашего Духа, чистоты наших помыслов зависит успешность трудного экзамена – возрождения Святой Руси.
- И, наконец, еще одно, очень важное условие – необходимо осознать и принять на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за весь мир, за всю нашу планету.
Основной отличительной чертой представителей Русского Мира является русскость. Это слово не отражено в современных толковых словарях, хотя им давно и достаточно часто пользуются писатели, философы, культурологи, богословы. При этом все они по-своему трактуют это понятие, однако схожи в одном, а именно – русскость не является этнической характеристикой, это качество души, менталитета. Обычно русскость рассматривают как культурно-психологический феномен (А.А. Корольков), как некий глобальный культурный код (Н.А. Бердяев) либо как синоним православия, при попытке выявить православные корни российского самосознания [8, 9]. Пожалуй, один из наиболее интересных концептов предложен Ю.М. Осиповым. В целом ряде своих работ, онтологическую суть которых можно рассматривать как россиеведение (Российская Реформация (1994), Постижение России (2005) и др.), осмысливая протекающие в России и мире процессы, он определяет русскость как идеальную иномирную сверхэтническую субстанцию, которая является особенностью русского сознания и которая придает смысл и силу русскому миру [10, 11]. Эта самая русскость является также неотъемлемой особенностью русской литературы (Поэт в России больше, чем поэт. Умом Россию не понять, и т.д.).
«Россия – волшебная и вероподобная данность, вполне неопределенная и неопределимая, назойливо и прихотливо сидящая в русском сознании и наполняющая трансцендентным смыслом саму по себе русскость – эту идеальную сверхэтническую субстанцию, и придающая тем самым смысл и силу никак умно и строго не обозначаемому ни топологически, ни типологически русскому миру» [12, C.6].
В целом, концепт русскость, изложенный в работах Ю.М. Осипова близок тому, что раскрывается в текстах Создателя [3, 4, 6, 7]. Русскость – это не национальность, это духовное состояние всех народов, проживающих на огромной территории «от океана до океана». Русскость – это особый менталитет, состояние Души, отличающееся открытостью, широтой и глубиной БОГОСТЯЖАТЕЛЬСТВА. Глубина Богостяжательства проявляется в вечных поисках смысла жизни и неудовлетворённости от неё, в стремлении изменить, усовершенствовать мир. Вспомним извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Для представителей русского мира (носителей русскости) характерно:
- уважительное отношение к другим народам, желание и умение общаться с ними на равных, и жить в мире со своими соседями;
- открытость, отсутствие стремления замкнуться в себе;
- любовь к родине;
- отсутствие привязанности ко всему материальному;
- Русскость — это когда человек живёт не ради себя, а ради других.
- Русскость предполагает наличие Души вселенской, космической по своей масштабности, способной объять надмирные высоты Духа. Надмирность, БОГОНОСНОСТЬ русской души и определяет её главные качества, первое из которых – святость.
- Богоизбранность, которая понимается представителями русского мира не как противостояние другим народам, а как особая миссия преображения жизни на основе принципов сотрудничества, сотворчества, единения и Любви всех народов планеты, построения Общества высшей справедливости для человечества всей Земли.
Восстановление русскости именно в этом, изложенном выше понимании, есть то великое задание, которое получило от Создателя нынешнее поколение людей, родившихся в пространстве Русского Мира. Суть русской идеи, идеи Русского Мира — в единении всех национальностей и народностей в Творческое Сообщество с целью спасения мира и преобразования планеты. И это преобразование возможно только на основе ЛЮБВИ, РАВЕНСТВА и ДУХОВНОГО ЕДИНЕНИЯ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Батанова О.Н. Русский мир и проблемы его формирования: Автореф. дис. канд. полит. наук. – М: 2009. — 24 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/russkii-mir-i-problemy-ego-formirovaniya , свободный (дата обращения: 23.04.24).
- Тишков В.А. Русский мир: смысл и стратегии [Электронный ресурс]: — Журнал «Стратегия России». — июль 2007. №7.– Режим доступа: https://mdn.ru/articles/v-a-tishkov-russkij-mir-smysly-i-strategii?ysclid=lvc77mknbs126822690 , свободный (дата обращения: 23.04.24) .
- Откровения людям нового века. Толкования Откровений. Книга XIII (2016). – Москва: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2016. — 381с.
- Катрены Создателя. Книги I — ХIV. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://blagayavest.info/poems/2019/ , свободный (дата обращения: 5.04.24)
- Доктрина Создателя или духовный интернационал человечества или что ждёт цивилизацию завтра. Записал Л.И. Маслов М.: 2021, 192 с.- ISBN 978-5-6044380-4-6.
- Святая Русь или русский вопрос / cост. Л.И. Маслов. – Москва : 2022. — 200 с. — Текст : непосредственный.
- Мир после войны. Наставление Бога человечеству : Ченнелинг / Записал Маслов Л.И. – 3-е изд., доп. – М., 2023. – 345 с. – М : 2023. — 395 с.
- Корольков А.А. Русскость культуры, русскость философии. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба Православие, Самодержавие, Народность. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ruskline.ru/analitika/2011/03/22/russkost_kultury_russkost_filosofii#_ftn5 , свободный (дата обращения: 23.04.24).
- Бердяев, Н.А. Судьба России М / Н.А., 1918.- 29 с. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.odinblago.ru/dusha_rossii, свободный (дата обращения: 23.04.24).
- Осипов, Ю.М. Российская Реформация / Ю.М. Осипов.— М.: Гуманитарное знание, 1994.—108 с.
- Осипов Ю.М. Постижение России / Ю.М. Осипов.— М.: Экономистъ, 2005. — 496 с.
- Осипов Ю.М. Россия идет к России // Россия на пути к России: концептуальный поиск и хозяйственная стратегия / Под ред. Ю.М., Осипова, И.Р. Бугаяна, Е.С. Зотовой. Тр. международной научной конференции (6 – 8 декабря 2017 г., экономический факультет МГУ им.М.В. Ломоносова). М.: Издательский дом «Библио-Глобус», 2018. с. 5-8.